Управление образования
администрации Заводского района г.Минска
Государственное учреждение образования
"Специальная общеобразовательная школа № 18 г.Минска для детей с тяжелыми нарушениями речи"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Проход по ссылкам навигации

Горячие новости

25.05.2018
Выпускники приглашают на «Последний звонок»!

подробнее...

24.05.2018
план работы на субботу 26.05.2018

подробнее...

23.05.2018
Родительская конференция «Страна детства»

подробнее...

22.05.2018
Школьный оздоровительный лагерь приглашает

подробнее...

21.05.2018
Новости библиотеки

подробнее...

Контактная информация

Адрес: г.Минск, ул.Народная,51
Телефон: 250-72-77
Электронная почта: ssch18@minsk.edu.by

Администратор сайта:

Схема проезда

 

Как предотвратить перестановку местоимений у ребенка с аутизмом?

Многие дети с аутизмом долго называют себя

Автор: Кэти Харрингтон / Kathie Harrington
Перевод: Елизавета Морозова
Источник: Autism Asperger’s Digest | November/December 2012

Что такое перестановка местоимений?

Перестановка местоимений – это особенность языка, которая очень часто встречается у детей с расстройствами аутистического спектра. Эти дети говорят о себе «он», «она», «ты» или называют собственное имя. Перестановка местоимений тесно связано с таким явлением, как эхолалия. (Также смотрите статью: «Что такое эхолалия и почему она важна?»).

Детям с аутизмом бывает сложно запомнить, когда следует говорить “я”, а когда “ты”

Поскольку дети с РАС часто используют эхолаличную речь, то они называют себя, повторяя то, что они слышат от других людей. Именно поэтому они неправильно употребляют местоимения. В результате мы слышим следующее:

«Ты голоден, Сэм?» (вопрос взрослого)

«Ты голоден, Сэм» или «Сэм голоден» (возможные ответы ребенка)

Типичное употребление местоимений

Чтобы понять перестановку местоимений, важно осознать, как употребление местоимений развивается у типичных детей. Ведь чтобы понять детей, чьи навыки отличаются от общепринятых, нужно сначала обновить наши знания о норме.

Согласно доктору Луису Россетти (1990), дети называют себя по имени в возрасте от 21 до 24 месяцев, в этом же возрасте появляются ранние личные местоимения (мое, мне). К возрасту от 27 до 30 месяцев ребенок начинает постоянно употреблять личные местоимения, правильно употребляя «я», «мне» и «мое». В целом, исследования показывают, что типичные дети начинают понимать употребление местоимений к возрасту от 22 до 28 месяцев. На этой стадии дети часто обозначают свое право на предметы, еду и напитки, говоря слово «мое». Также они способны назвать свое отражение в зеркале словом «я».

Даже младенцы с типичным развитием путают местоимения во время этого периода развития речи. В конце концов, местоимения связаны с очень сложными грамматическими правилами, которые трудно усвоить и еще труднее им обучать: я, мне, ты, он, ему, она, ей, они, им, мы и нам. Большинство детей получают информацию об этих правилах по мере взросления и контакта с родным языком, однако у детей в спектре аутизма не получается впитать их так же естественно.

Как дети с аутизмом употребляют местоимения?

Маленькие дети с РАС и другими особенностями развития часто не пользуются местоимениями. Они говорят о себе в третьем лице, например, «Кэти хочет молоко» или «у Джоуи есть мяч». С другой стороны, ребенок может никак не обозначать другого человека вербально, вместо этого он может тянуть взрослого за руку, мычать или поворачивать голову в его сторону.

Если местоимения и употребляются, то часто они являются эхом того, что говорит взрослый:

«Ты хочешь печенье?» (вопрос взрослого)

«Ты хочешь печенье?» или «Ты хочет печенье» (ответ ребенка, обозначающий, что да, ребенок хочет печенье)

Предотвращение перестановки местоимений

Я использую следующий процесс в качестве профилактики возможной перестановки местоимений, когда я работаю с маленькими невербальными детьми с аутизмом. Когда я употребляю местоимения во время собственной экспрессивной речи с детьми, я повторяю эти же фразы, заменяя местоимения существительными. Так ребенок учится разным формам обозначения одного и того же человека. Я делаю это во время отработки действий по очереди во время терапии, и я обучаю родителей использовать такую же технику в повседневной жизни. Вот так она выглядит на практике:

Строительство с помощью кубиков. Во время каждого занятия, где нужно что-то делать по очереди, я (Кэти) стучу ладонью по груди, чтобы обозначить свою очередь, или беру руку ребенка (Сьюзи) и стучу ладонью по ее груди. (Правильные существительные [имена] и местоимения я, мне, мое, ты, твое меняются местами).

Кэти: «Твоя очередь класть первый кубик на стол».

Кэти: «Теперь очередь мисс Кэти».

Кэти: «Сьюзи следующая».

Кэти: «Моя очередь».

Кэти: «Ты можешь положить синий кубик на вершину».

Кэти: «Твоя очередь».

Чтение вслух. Если речь идет о маленьких детях, то чтение книг с картинками не обязательно должно включать точные слова на страницах. Показывание, называние и переворачивание страниц можно использовать, чтобы употреблять вместе фразу с существительным и местоимением. Моя любимая книга для маленьких детей «Бурый мишка, бурый мишка» Билла Мартина младшего. Это наилучший пример действий по очереди, и в ней есть существительные и местоимения для включения их в словарь ребенка.

Во время каждого действия по очереди Кэти показывает на свою грудь, чтобы обозначить свою очередь, или берет руку Дарина и показывает на его грудь.

Кэти: «Дарин, Дарин, что ты видишь?»

Кэти: «Я вижу мисс Кэти смотрит на меня».

Кэти: «Мисс Кэти, мисс Кэти, что ты видишь?»

Кэти: «Я вижу лампа смотрит на меня». (называет предметы в комнате)

Или можно просто называть животных в книге:

Кэти: «Я вижу бурого мишку».

Кэти: «Дарин показывает на синюю лошадь».

Кэти: «Мисс Кэти нравится желтая утка».

Кэти: «Мы вместе видим детей».

Заключение

Трудно научить ребенка концепциям «я», «мне» и «мое», потому что сложно не запутаться, называя и ребенка, и себя одними и теми же словами. Поэтому я использую технику «ладонь на груди», которую я описала выше, и рекомендую родителям делать то же самое. Более вербальные дети с РАС быстрее это понимают. Повторения одного и того же хороши, но я больше верю в формирование специфических речевых навыков в естественной среде, и это же касается употребления местоимений.

Очевидно, что если ребенок уже переставляет местоимения, то отучить его от этого будет непросто. Будьте настойчивы и последовательны, и научите всех людей, которые общаются с ребенком, пользоваться одной и той же техникой.

Профилактика такой особенности речи как перестановка местоимений – это одна из моих целей при работе с невербальными детьми с аутизмом. Когда невербальные дети начинают говорить, мы надеемся, что перестановка местоимений не будет для них проблемой, так как дети уже неоднократно слышали и наблюдали одновременное использование существительного и заменяющего его местоимения в самых разных ситуациях.